Разбор элементов парного катания от martynedelweiss - доступно и с примерами.
Оригинал на дайри: http://vvfs.diary.ru/p201627686.htm
"Тодесы. Часть 1: жизнь, смерть, любовь и космос.
Тодеc (или спираль смерти, как ее называют по-английски) - это уникальный элемент, присущий только парному катанию. Он связывает нас с теми стародавними временами, когда пары были в большей степени не про "быстрее, выше, сильнее", а про красоту. По сию пору, когда прогресс дошел до сложнейших тройных прыжков, четверных выбросов и подкруток, головокружительных высоких поддержек, этот элемент, требующий и силы, и технического мастерства, владения коньком и контроля над своим телом, является камнем преткновения для многих пар. В первой части ликбеза мы рассмотрим четыре вида тодесов и некоторые базовые требования к ним.
Различают тодесы по ребру конька и направлению движения партнерши. Соответственно, у дамы есть четыре варианта: вперед-внутрь, назад-внутрь, вперед-наружу, назад-наружу. Партнер в классическом варианте циркуля всегда скользит назад-наружу, а свободная нога упирается зубцом в лед, создавая центр круга, которым и является сам тодес (партнерша при этом - своеобразный "радиус" ). Другие варианты циркуля современными правилами запрещены. Ранее смена циркуля была разрешена в произвольной программе и даже какое-то время считалась чертой сложности, но сейчас такая смена означает конец тодеса.
Тодес назад-наружу
Классический (и когда-то единственный) вариант тодеса.
Тодес назад-внутрь
Одна из трех вариаций, изобретенных Белоусовой/Протопоповым. По словам Игоря Москвина, именно тодес назад-внутрь был первым: он стал результатом ошибки на тренировке, когда Людмила сошла с ребра при исполнении стандартного тодеса назад-наружу. В честь выхода в открытый космос первого человека - Алексея Леонова в 1965 году они назвали этот тодес "космической спиралью".
Тодес вперед-внутрь
В противовес "спирали смерти" (тодесу назад-наружу) назван создателями спиралью жизни. Обычно считается самым простым для исполнения.
Тодес вперед-наружу
"Спираль любви"
Наоборот, самый сложный и чрезвычайно редкий тодес. Помимо изобретателей, я могу назвать лишь две пары в истории, которые его исполняли. В отличие от трех остальных, не участвует в ротации обязательных элементов короткой программы: подобно группам поддержек, меняющимся по замкнутой очереди 3-4-5-3-4-5-..., тодесы много лет чередуются так: вперед внутрь-назад наружу-назад-внутрь-вперед внутрь-...
Для тех, кто не уверен в своих способностях различать виды тодесов, предлагаю небольшое упражнение (ответы можно сверять в комментариях)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Наружные тодесы более сложны для исполнения (соответственно, дороже стоят по базовой стоимости). В подавляющем большинстве случаев, в них не удается поддерживать такое же глубокое ребро и низкую позицию партнерши. Кроме того, несколько различается позиция свободной ноги: в наружных тодесах она отведена как бы в продолжение корпуса, обычно в горизонтальное положение, а во внутренних тодесах свободная нога находится ближе ко льду, поэтому партнерши, как правило, кладут ее на скользящую ногу спереди.
Для пары Гордеева/Гриньков характерно уникальное исполнение тодеса вперед-внутрь: Катя располагала свободную ногу сзади
Нетрудно понять, что для пар, исполняющих тодесы в обычную сторону (против часовой стрелки) в тодесах назад-наружу и вперед-внутрь партнерша скользит на правой ноге, а в тодесах назад-внутрь и вперед-наружу - на левой. Большинство партнерш используют правую руку для тодесов назад, левую - вперед, хотя правила в этом не ограничивают, и бывают другие случаи. Партнер обычно использует на входе руку, одноименную со скользящей ногой (правую для пар "против часовой" ). Более того, в короткой программе это обязательное требование. Разумеется, руки партнеров должны быть полностью вытянуты.
При правильном исполнении: партнерша в низкой, натянутой позиции, на глубоком ребре, ее баланс позволяет не терять скорость, партнер сидит в глубоком и красивом цикуле, во всем тодесе присутствует хорошее натяжение, его радиус максимален, - элемент очень зрелищен.
В следующем выпуске выясним, что такое "низкая позиция" с точки зрения современных правил, как определяется уровень сложности тодеса, обсудим на сравнительных примерах качество исполнения.
Продолжение следует...